История развития Pin-Up от зарождения до наших дней

Добавлено: 31.03.2020автор: Allantielle

sailoress.jpg  Что вы представляете, слыша слово «Pin-Up»? Изящную и соблазнительную Мерилин Монро в невесомом пеньюаре? Улыбающуюся девушку со стаканом газировки в руках? Кукольную мордашку, длиннющие ноги и декольте? Рисунок на носу военного самолёта? Такой разный, такой яркий и любимый многими, Pin-Up как термин появился в 1941 году, но его история началась гораздо раньше.

  И началась она… с велосипеда!

История появления «Pin-up».  Первый велосипед, схожий конструкцией с современными моделями, стал выпускаться с 1885 года. Он имел одинаковые по размеру колёса, сидение для пассажира располагалось между ними, а в движение всю конструкцию приводила цепная передача между педалями и задним колесом. С последним элементом конструкции как раз и возникали проблемы – в цепь постоянно попадала одежда, что приводило к падениям и поломкам. К концу 19 века изобрели «безопасный велосипед» - на приводную цепь накладывалась пластина, защищающая брюки наездников. В то же время суфражистки провозгласили велосипед «машиной свободы» - он избавлял девушек от необходимости в провожатом и давал свободу передвижения! Однако принятые обществом многослойные юбки и платья мало подходили для катания, и их заменили складчатыми, слоистыми и просторными брюками, открывающими голень. Консервативно настроенные члены общества хватались за сердце и нюхательные соли от такой наглости, но среди молодежи произошли сильные перемены. Образ нежной, обморочной леди в стиле арт-деко потерял свою притягательность, на первый план вышла девушка активная, образованная, независимая и сильная.

  gibson-gibson-girl-1904-granger.jpgЯркой иллюстрацией такой женщины стали «девушки Гибсона» из журнала «Life», ставшие особо популярными в 90-ых годах 19 века. Высокие, статные и гордые, с объемными прическами, волевым взглядом и прогрессивным мышлением, они были кумирами девочек по всей Америке.

  693f48321417f18e43a80fa0f48a54b8.jpg«Я расскажу вам, как я получил то, что вы назвали «Девушкой Гибсона» - говорил автор: «Я увидел её на улице, я увидел её в театре, я увидел её в церкви. Я увидел её везде и изучил всюду. Я видел её бездельничающей на Пятой Авеню и работающей за прилавком магазина. Нация сделала её типажом…» В 1889 году Чарльз Дана Гибсон совместно с другим художником, Говардом Кристи, создал рекламный плакат Кока-Кола с изображением «идеальной девушки на рубеже веков». Это была первая компания, использующая женскую красоту в рекламных целях. Позже к ней присоединятся и другие именитые брэнды, и улыбающиеся красотки станут лицом практически любых товаров, от сливочного масла и стирального порошка до автомобилей и сигарет. Чуть позже Говард Кристи пошел по стопам Гибсона и в 1895 году в журнале «The Century» появилась «Christy Girl», так же являющаяся собирательным портретом идеальной девушки эпохи. А в 1912 году опубликовали «Fisher girl» Харрисона Фишера в Puck Magasine и Cosmopolitan. При чём тут Pin-Up, спросите вы? Эти художники внесли свой вклад в серьезные изменения моральных и эстетических понятий того времени, что привело к появлению интереса к женскому образу, к её изображению и характеру.

  t.jpgОдновременно со сменой женских ролей развивается печатная промышленность и возникает различная полиграфия. Томас Мерфи и Эдмонд Осборн напечатали первый настенный календарь с рекламой, изобразив на нём Джорджа Вашингтона. Популярностью он не пользовался. Тогда компания «Brown and Bigelow» в 1904 году издала свой календарь «Колетт», использовав для него работы недавно скончавшегося французского художника Анджело Асти, известного нежными женскими портретами. Более чем полуторамиллионный тираж, мгновенно разлетевшийся с прилавков, показал, насколько это прибыльная идея. Вскоре «Brown and Bigelow» станет крупнейшей компанией по изданию таких календарей, будет сотрудничать с лучшими художниками и десятилетиями получать миллионные прибыли на копеечной  продукции.1335696930-86119-poster44.jpg

  Что такое «Pin-Up»? Дословно термин переводится как «прикалывать», и это один из основных принципов стиля, его плакатность. На рубеже 19 и 20 века появилась мода на вырезание из журналов женских изображений и прикрепления булавкой к стене в спальне, в гараже, мастерской или в кабине автомобиля. И появилась печатная продукция, предназначенная для «прикалывания» - иллюстрации в журналах, календари, а после плакаты и открытки. Родоначальником Pin-Up принято считать Чарльза Гибсона с его «девушками».

  В начале Первой Мировой войны Америка не прилагала никаких усилий для пропаганды. Но уже через неделю после вступления Американских войск в бой президент Вудро Вильсон срочно организовал Womens-Poster-America.jpgКомитет по общественной информации, потому что появилась необходимость в сильных, эмоциональных агитационных материалах. В те года в Американских плакатах больше, чем у других стран, используются женские образы и их можно разделить на три группы персонажей. Первая – сюжетное изображение страны в виде женщины, одетой в цвета американского флага. У неё сильное волевое, несколько драмматизированное лицо, изящная, подчёркнутая складками ткани, фигура. Она призывает к патриотизму. Вторая – изображение женщин, состоящих на службе в армии, например, водителей Motor Corps of America, которые помогали быстро эвакуировать раненых с линии фронта. Они изображаются строго, без лишних сантиментов, и призывают других женщин присоединиться к ним в это нелегкое время.

  И, наконец, третий типаж – плакаты для привлечения мужчин в армию. На них изображались молоденькие, румяные и миловидные девушки, одетые в мужскую форму, а портрет дополняли призывные, а иногда и двусмысленные надписи. «Хочешь сражаться? Присоединяйся к пехоте!», «Я хочу быть мужчиной, тогда бы я пошла во флот!» или даже «Будь мужчиной, сделай это!». В изображениях появляется эротизм, это первые пробы сексуальной манипуляции в полиграфии и ещё один шаг к привычному нам Pin-Up.life113.jpg

  Закончилась война, ревущие 20-е годы ознаменовали себя джазом, короткими стрижками, нелегальным алкоголем и яростной борьбой молодежи с надоевшими устоями, а женщин с второстепенными ролями и бесправным положением. Стиль 20-х годов это юбки по колено, платья, скрывающие фигуру, но обильно украшенные перьями и стразами, угловатые фигуры и неразвитость форм. Девочки «флэпперы» не хотели взрослеть и стремились быть похожими на мальчиков, курили, пили, целовались на улицах, водили машины, отчаянно худели и затягивали грудь бандажом. Но художники в большинстве своём не пошли на поводу у сиюминутного каприза моды и продолжили изображать женщин с фигурой песочные часы, а вот наряды на рисунках стали гораздо откровеннее. Появился такой жанр книг как «Pulp fictions», издаётся множество детективных историй, приключенческих рассказов и страшных сказок в мягких обложках, а на иллюстрациях главная героиня обязательно фигуриста, сексуальна и не слишком одета. В 1930-ом году впервые на обложке журнала «Life» появляется девушка в соблазнительной позе и откровенной одежде, и это изображение никак не связано с содержанием номера, а напечатано «для красоты».

089218692900.jpg  Активно развивается киноиндустрия, каждому фильму необходима красивая афиша или плакат. Особый фурор произвел постер к киноленте «Грех Норы Моран», нарисованный известным Pin-Up художником Альберто Варгасом в 1933 году. Если календарь покупался для приватного использования, то афиша фильма с практически полностью обнаженной Зитой Иоганной, вывешенная на всеобщее обозрение, вызвала скандал и принесла художнику дополнительную популярность и заказы в Голливуде. До сих пор этот плакат называют одной из величайших иллюстраций к фильму, сделанных когда-либо.ssboop17c_450.jpeg

  В 1932-м году на экраны выходит серия мультфильмов о жизни Betty Boop. Pin-Up выходит на сцену мультипликации. Фигуристая чёрно-белая красотка, неизменно в мини, с подвязкой на бедре, или даже в купальном костюме, это первый анимационный образ, акцент в котором сделан на сексуальность.

  В целом, 30-е это годы журналов, календарей и дешевой прессы. В эту пору активно начинали работу классики Pin-Up, такие как Альберто Варгас, Джордж Петти, Рольф Армстронг, Билли де Ворсс, Билл Ренделл. И если на экране телевизора ещё действует цензура, строго блюстимая различными религиозными организациями, полиграфия становится всё более откровенной.

3629.jpg  Наступил Золотой век Голливуда – и кино стало диктовать условия моды, стиля и популярности. На смену недоразвитым фигурам в мешковатых платьях быстро пришли струящиеся наряды и надменные глаза секс-символов и кинодив того времени: Марлен Дитрих, Греты Габо, Глории Свенсен. Немного холодные, но томные красотки с тонкими чертами лица и уложенными локонами, гламурные и изящные. И рядом с ними Харлин Харлоу Карпентер – первая платиновая блондинка кинематографа, более чувственная и яркая, с сочно очерченными губами и более округлыми чертами лица. Она прожила недолгую жизнь, но именно с неё лепили потом образ Всемирно известной Мэрилин Монро, не только актрисы и певицы, но и модели Pin-Up. Более 10 лет она позировала фотографу и художнику Эрлу Морану.

  С началом Второй Мировой войны художников снова призывают к делу пропаганды. На агитационных плакатах больше не было эротики – но лица девушек стали румяными, яркими и несколько кукольными. В них не было уже волевого характера «девушки Гибсона», только миловидная улыбка. Одновременно с плакатами был создан образ «американской возлюбленной», которая ждёт своего защитника дома. Сражаться за красивую девушку мужчинам было приятнее, чем за безликие понятия о чести и свободе. И эту возлюбленную олицетворяли соблазнительные красотки с обложек журналов. Солдаты носили газетные вырезки в нагрудных карманах, размещали их в каютах подводных лодок и кабинах боевых машин. Тогда-то и прозвучал впервые термин «Pin-Up» – «прикалывать» – и «Pin-Up girl» - изображение девушки, чтобы повесить его на стену. Самыми популярными моделями, с фотографий которых создавались эти картинки, были Рита Хэйворд и Бэтти Грэйбл.1196x830_0xac120005_16391743791530698527.jpg

  Во время Второй Мировой возникает ещё одно популярное направление Pin-Up искусства – nose art. Для поднятия боевого духа солдаты украшали забавными картинками фюзеляжи военных самолётов, а ещё танки, снаряды и даже оружейные гильзы. Рисовали всё: и Дядю Сэма, и мультипликационных персонажей, и карикатуры, но популярнее всего, конечно, были девушки. Скромницы и хулиганки, одетые и обнаженные, они поднимали боевой дух солдат и помогали снять напряжение, изматывающее их во время военных действий.

grable.jpg

  Но вернёмся к моделям. В 1943 году в продаже появился плакат  с фотографией Бэтти Грэйбл в купальном костюме, игриво улыбающейся зрителю из-за спины. Позднее журнал «Life» внесёт этот снимок в список «100 фотографий, которые изменили мир», а ножки Бэтти застрахуют на 1 000 000 $. Она сама говорила: «У моего успеха есть две причины, и я стою на обеих.» В 1944 году на экраны вышел фильм «Девушка с обложки» с её участием, повествующей о жизни женщины, снимающейся в военные годы для журналов. В этом же году известный джазовый музыкант Глен Миллер написал для армии США песню «Peggy the Pin-Up girl». Рита Хэйворд тоже не была обделена вниманием. В первую очередь она была актрисой, её имя внесено в список 100 величайших звёзд кино. Помните момент из фильма «Побег из Шоушенка», где Энди Дюфрейн просит достать ему плакат в камеру? Он заказал именно Риту Хэйворд. В 1946 году в картине «Гильда» блистательная Рита снимает перчатку с руки – практически стриптиз! Есть мнение, что именно тогда взорвалась бомба сексуальной революции.maxresdefault.jpg

  Pin-Up прочно захватил сердца и приковал взгляды миллионов американцев. Девушки с плакатов стали мечтой для американских солдат и образцом для подражания для юных девушек. В унисон с модой Pin-Up вошёл New look от модного дома Dior, показанный в 1947 году: подчёркнуто женственные, приталенные платья с широкими юбками и силуэтом песочных часов были сказочной мечтой после нескольких лет лишений и ужаса, с заношенной, грубой, мешковатой, часто мужской одеждой. Женщины распарывали шторы, чтобы сшить себе нечто подобное и снова ощутить себя красивой и притягательной!s1200 (2).jpg

  К концу 40-ых окончательно сформировались основные принципы стиля Pin-Up. Во-первых, повседневность. Девушки не отличались вечерними нарядами или драгоценностями, это были красиво, но обычно одетые женщины с милой, но не примечательной внешностью, «лицо из толпы», «соседская девчонка». Во-вторых, конечно же, идеализированная фигура. Длинные ноги, крутые бёдра, тоненькая талия, пышный бюст, идеально уложенные локоны, кукольные реснички, лукавое подмигивание, пухлые яркие губки, часто сложенные трубочкой, как будто она прошептала «Упс!». Это же междометие частенько описывает и сюжет рисунка. И мы пришли к третьему пункту - никакой развязности, пошлости или нарочитой соблазнительности. Классика Pin-Up не вульгарна, это эротика момента, вздёрнутая ветром юбочка, лопнувшая резинка от белья, закинутые на стену ножки во время телефонного разговора. Красотки с плакатов игривы, но не навязчивы, лукавы, а не манерны. В целом, мир Pin-Up DsJtY6eV4AEDtKF.jpgпредставляет собой мечту, фантазию, его даже называют «майонезным искусством» за глянцевый блеск и некоторую приторность. Яркими представителями того времени были Джил Элвгрен и Эрл Моран.

  После войны Pin-Up ещё больше насыщается эротизмом. Становится ясно, что сексуальный акцент лучше всего продвигает торговлю, и откровенная реклама постепенно захватывает Мэдисон-авеню. На плакатах всё чаще девушки одеты только в купальные костюмы, бельё или вовсе без одежды, а минимальные требования цензуры осуществляются веерами, шляпками, цветами и прочей мелочью, не способной сколь-нибудь существенно прикрыть тело. На первый план выходят Мэрилин Монро и Брижит Бордо с их кукольной внешностью и образом милой дурочки, но настало время для очередной сенсации. В 1950-ом году неизвестная никому секретарша, которая 10 лет безуспешно пыталась стать актрисой, встретила не менее безызвестного тогда полицейского, а по совместительству фотографа-любителя, Джерри Тиббса. Он сделал девушке новое портфолио в стиле Pin-Up, и вскоре вся Америка узнала Бэтти Пэйдж. Не стесняясь фотографироваться полностью обнаженной, в образе роковой брюнетки, она захватила своими снимками все популярные журналы, добавив к эротике толику фетиша.efe054eddfc1aaa3b7c13d26e721aff7.jpg

  В 1953 году некто Хью Хефнер открывает журнал «Playboy», предназначенный исключительно для сочных картинок и клубничных фото. Общество переживает последние конвульсии морали, и, пока ханжи и пуритане возмущаются, остальные разметают первый тираж в мгновение ока. «Playboy» частенько публикует рисунки на обложках, одним из постоянных художников журнала многие годы был Альберто Варгас. Но техника не стоит на месте, стремительно развивается фотоискусство, и рисованных красоток быстро заменили фотографии, а градус откровенности продолжил расти. Рынок «мужской» полиграфии разделился на две линии. Художники продолжили рисовать «своих девчонок» для календарей, и неплохо на этом зарабатывать, хотя общая популярность стиля пошла на убыль. Фотографы же вовсю ринулись осваивать жанр «ню», и большинство материалов «Playboy» и последующего за ним «Penthouse» уже сложно отнести к Pin-Up, хотя «прикалывать» эти картинки не перестали. Из женского образа пропала последняя скрытность.bp.jpeg

  В разрез происходящему в 1958 году появляется самая необычная из серий Pin-Up работ – рыжая и весёлая Хильда. Дуэйн Браерс создал её кардинально непохожей на секс-символов того времени: не блондинка и не брюнетка, а огненно-рыжая. Не кокетливая дурочка и не роковая леди, а открытая и активная хохотушка. И, наконец, Хильда не обладает рафинированным телом. Она немолодая, невысокая, пухленькая и очаровательная в своей простоте. Сохранив основные каноны Pin-Up, Браерс вывернул образ холёной куколки наизнанку, чтобы создать свою героиню. Живёт она в сельской местности, сама ведёт хозяйство, любит рыбалку, прогулки, поездки на велосипеде и вкусно покушать. Постоянно попадает в неловкие ситуации, но никогда не унывает. На некоторых рисунках на трусиках Хильды написано «Flour» - «мука» - какая тонкая ирония над фотосессией Мерилин в мешковине от картошки! Открытки и постеры Хильды популярны до сих пор и частенько снова поступают в печать.vafurveonldzho.jpg

  К 70-ым годам спрос на Pin-Up сошел на нет, но полностью стиль не исчез. В 1982 году Луи Майзель, американский писатель и арт-дилер, организовал крупную выставку своей коллекции картин и постеров, и о нём снова заговорили. В начале 90-ых «Dolce & Gabbana» возвратились к образу девушки 50-ых в своей коллекции «Lе Pin Up». В 1996 вышла книга «The Great American Pin-Up» Луи Майзеля и Чарльза Мартинетта, двух крупнейших коллекционеров в этой области. С тех пор Pin-Up то и дело всплывает в фотосессиях, на тематических вечеринках, в музыкальных клипах и модных показах. В настоящее время многие художники обращаются к элементам Pin-Up. Например, в России Валерий Барыкин уже 20 лет активно работает в стиле «советский пин-ап», перенося каноны американских художников в ностальгические сценки времен СССР, а Андрей Тарусов представляет в виде «девушек с обложки» персонажей мультфильмов и создал Олимпийский календарь 2014 года с мотивационными стишками и симпатичными спортсменками.

  Pin-Up - это не только красивая картинка с кукольной девчонкой. Это и фотография, и мода, и образ жизни, и американская мечта. Уже более столетия этот стиль находит своих поклонников и будет находить новых ещё много лет!