Амедео Модильяни

Добавлено: 11.02.2020автор: Allantielle

amedeo-modigliani-work-05-17-01.jpg  Амедео Модильяни – итальянский художник еврейского происхождения, но все называют его художником парижской школы. В его творчестве есть отголоски примитивизма и абстракции, его скульптуры напоены африканской пластикой. А в стиле ню он первый перешел от рафинированных, кукольных образов к чувственной натуральности.

  Амедео Клементе Модильяни появился на свет 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно. Его отец, Фламинио Модильяни, был горным инженером, руководил шахтами в Сардинии и управлял семейными землями. Амедео, или, как звали его дома, Дедо, был младшим из четверых детей. Когда он появился на свет, семейный бизнес по торговле углём и дровами пришел в упадок, а матери, Евгении Гарсен, пришлось преподавать французский язык и переводить тексты, чтобы заработать немного денег для семьи. Воспитанием детей серьёзно занимался отец Евгении,  Исаако Гарсен, перебравшийся к дочери из Марселя из-за нехватки денег. С самого детства Дедо был окружен французской речью. К сожалению, в 11 лет мальчик заболел плевритом, а в 14 – тифом. В те годы тиф был неизлечимым заболеванием, здоровье Амедео было сильно подорвано на всю оставшуюся жизнь. Много информации о судьбе художника почерпано из дневников его матери, которые она начала вести вскоре после его рождения. Она же рассказывала, что, лёжа в горячечном бреду, Дедо бредил шедеврами итальянских мастеров и увидел своё будущее в искусстве.

  После выздоровления Амедео разрешили бросить школу, чтобы брать уроки в Ливорнской Академии искусств. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо изучения импрессионизма в академии, в ателье Джино Ромити Модилиани учился рисовать обнаженную натуру. Но в обучении снова пришлось сделать перерыв – в 16 лет Амедео заболел туберкулезом и вынужден был поехать с мамой в Неаполь, Рим и на Капри для поправки здоровья.

  Весной 1901 года Амедео уехал во Флоренцию за своим близким другом, mondigliani_amazon.jpgитальянским художником Оскаром Гилья. Там он поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры, где учился у Джованни Фаттори (один из крупнейших представителей итальянской живописи конца 19 века). Там же Модильяни с удовольствием изучал так восхищавшее его искусство эпохи Возрождения, посещал музеи и церкви. За Флоренцией последовала Венеция и венецианский Институт изящных искусств. И, в начале 1906 года, Амедео наконец переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет. В те годы Париж был центром мирового искусства и Модильяни надеялся найти там признание, поддержку и вдохновение. Во Францию он прибыл с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, но всё равно поселился в комфортабельном отеле на правом берегу Сены. Всё же вскоре Амедео снял небольшую студию на Монмартре и начал обучаться в Академии Коларосси. Не смотря на то, что Модильяни не обладал никогда солидными средствами, не получил при жизни серьезного признания своего таланта, он считал своё социальное положение достаточно высоким и вёл расточительный, богемный образ жизни, употреблял гашиш и алкоголь. Мать регулярно присылала ему деньги, но их не хватало. Художнику часто приходилось менять жильё и иногда даже сбегать из квартир, оставляя в них свои работы, так как ему нечем было заплатить аренду. Однако в своей активной светской жизни он приобрел много интересных знакомств. Друзьями Модильяни были такие выдающиеся люди, как Пабло Пикассо, Морис Утрилло, Макс Жакоб, Людвиг Мейднер.

  Весной 1907 года Модильяни поселился в особняке, который сдавал молодым художникам доктор Поль Александр. Он стал первым покровителем Модильяни, покупал его работы и организовывал для него заказы на портреты, уговаривал Амедео участвовать в выставках. Модильяни не был сторонником популярного в те годы кубизма и его работы на выставках в Осеннем салоне в 1907 и в Салоне Независимых в 1908 годах остались незамеченными. Зато весной 1909 года через Александра Модильяни получил первый заказ и написал портрет «Амазонка».

  В апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на Монпарнасе, познакомился с Константином Брынкуши, румынским скульптором, и сам занялся скульптурой. Возможно, изучая другое направление вдохновлявшей его эпохи Возрождения. Возможно, благодаря новому знакомству и новым возможностям в студии. Возможно, по причине неудачи его картин на выставках. Но ближайшие несколько лет он посвятил себя скульптуре. В 1911-1912 годах он выставлял в салонах скульптурные головы («столпы нежности»), некоторые из них даже были куплены.В 1910 году Модильяни познакомился с молодой Анной Ахматовой, но их страстный роман продлился немногим более года.284638@2x.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Весну 1913 года Модильяни провёл в Ливорно. Там он работал с мрамором и отправлял готовые работы в Париж, однако ни одна мраморная скульптура не сохранилась. Когда началась Первая Мировая война, Модильяни рвался на фронт, но из-за плохого здоровья его признали непригодным для военной службы. По этому военные годы Амедео провел в кафе «Ротонда» на Монпарнасе в компании Пикассо, Хуана Гриса, Хаима Сутина, Моисея Кислинга. Призванный в армию Поль Александр расторгнул контракт с художником, и новым покровителем Модильяни стал выставлявший в своей галерее работы художника коллекционер Поль Гийом. Тогда же Модильяни познакомился с эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела побывать цирковой артисткой, журналисткой, поэтессой, путешественником и искусствоведом. Их роман продлился два года, всё это время Беатрис была музой Амедео, он написал 14 её портретов. В 1915 году Модильяни переехал вместе с Беатрис на улицу Норвейн на Монмартре, где он написал портреты своих друзей Пикассо, Сутина, Жака Липшица и прочих знаменитостей того времени. Именно портреты сделали Модильяни одной из центральных фигур парижской богемы.

457077@2x.jpg 

  Через Моисея Кислинга Амедео Модильяни познакомился с польским поэтом Леопольдом Зборовским, который так же стал опекать художника, поселил подопечного в своей квартире, давал ему карманные деньги и оплачивал расходные материалы. По заказу Зборовского он написал около Amedeo-Modigliani-Ritratto-di-ragazza-dai-capelli-rossi-1918.jpg30 полотен в жанре ню. 3 декабря 1917 года была открыта выставка работ Модильяни. Галерея располагалась напротив полицейского участка, и стражи закона, возмущенные таким видом, заставили закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия. 

  В апреле 1917 года Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосси на 14 лет моложе его самого. Через некоторое время молодые люди начали жить совместно, а в 1918 году вместе с супругами Зборовскими и Хаимом Сутиным были вынуждены покинуть Париж из-за угрозы вторжения немецких войск, и отправились на юг Франции. В этот период Модильяни вернулся к жанру портрета, готовые полотна он отправлял на продажу в Париж. Благодаря Зборовскому, работы художника были выставлены в Лондоне и наконец получи восхищенные отклики. Весной 1919 года Амедео вернулся в Париж для участия в Осеннем салоне. И это была последняя его выставка.

  Амедео и Жанна любили друг друга. Он написал её портрет не менее 25 раз. 29 ноября 1918 года на свет появилась их дочь, которую — в честь матери — назвали Жанной. Узнав о повторной беременности возлюбленной, они обручились. Но свадьба так и не состоялась. К концу года Амедео тяжело заболел, а 24 января 1920 года скончался от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Жанна Эбютерн не смогла пережить этой потери. 25 января, на 9 месяце беременности, она покончила с собой, оставив сиротой годовалую дочь. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез. В  1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле. Их ребёнка удочерила сестра Модильяни.